4. Осень 2006-го. Элементарная школа.

<<<< Предыдущее

Мы пока не работаем и встаём не слишком рано, около половины восьмого. Единственная, кто полностью влилась в канадский график — наша дочка. Она пошла первый раз в первый класс. Поэтому первая статья о нашей адаптации будет именно о школе. К своим первым впечатлениям я добавлю и более поздние наблюдения, чтоб больше не возвращаться к теме Элементарной школы (кстати, здесь школы не нумеруют, как в СССР, — каждая школа имеет своё уникальное человеческое имя-название).

Обычный завтрак, быстрая проверка прогноза погоды по ящику, понукание дочки — атрибуты утра. Ах да, в моцион входит так же приготовление обеда для малой. Горячего питания в школах нет. Детки ходят со специальными сумочками, называемыми «lunch bag». Традиционный набор — тучный бутерброд, фрукт, коробочка сока, палочка сыра и десерт….чаще всего какой нибудь «батончик здоровья» с овсяными хлопьями, сухофруктами и т.д.

-Папа, а можно сегодня взять шоколадку?
-Неть, у вас написано, что вся пища должна быть здоровая.
-А мама прочитала в интеренете, что для головы хорошо кушать каждый день чёрный шоколад.

Конечно, удар ниже пояса, но я не сдаюсь.

-Для головы хорошо интеренет не читать, дочка.
-Ну пап….. продолжается обработка.
-Ладно. Маленький кусочек, но только после того, как всё будет съедено.
-ОК, — кивает доча, даже не пытаясь сдержать победную улыбку.

Надо сказать, Канада — страна аллергий. В каждой школе, в каждом классе обязательно будет малыш со своей собственной выдающейся алергией. Всяк школьник (здесь школяров называют студентами) обязан исключить из своего публичного рациона потенциально опасные продукты, на всякий случай. В разные времена, в разных школах, в разных классах мне помнятся запреты на яйца, клубнику, киви. Об арахисовом масле даже разговору нет, — эта вещь в школьных учреждениях тут фактически вне закона. В магазинах на коробках со сладостями, где нет арахиса стоит большущий отличительный знак, сродни израильской печати-«кашер».

Фотографии Виннипега. Безопасный батончик

В разных школах — разное отношение в микроволновкам. В первой нашей школе это было ОК — можно было послать что-нибудь, что можно подогреть под присмотром взрослых. Во второй нашей школе такого люксуса не наблюдается. Приходится подстраиваться. Холодильников тоже нет, поэтому, скажем, если есть мясо в бутерброде — оно должно быть стойким (чтоб не успело испортиться). В общем, поначалу, конечно, было много вопросов, волнений и колебаний. Потом привыкаешь. На обед махнули рукой, — заряд витаминов обильно запихивается в детей утром и после школы.

Образование в Канаде — в ответственности провинций. Насколько я знаю, формально образование везде бесплатное. Финансирование школ покрывает необходимый минимум процесса обучения. На «маслице» деньги собираются посредством различных пожертвований от родителей, всяческих изобретательных кампаний и т.д. Дети постоянноо приносят домой огромные ворохи листов с разнообразной информацией. Есть кучи всяких разных уставов, под которыми родители должны подписаться. Частенько среди всего этого целлюлозно-бумажного потока информации появляются очередные просьбы о пожертвованиях. Честно? — Достаёт. Особенно активны школы в этом смысле в начале учебного года. Потом потихоньку улаживается. Нельзя сказать, что кто-то бегает за вами с револьвером, но некоторые пожертвования оказываются абсолютно обязательными. Например, в одной из наших школ необходимо было оплачивать труд взрослых, присматривающих на перерывах за событиями у микроволновок. Или труд взрослых, присматривающих за детьми на переменах.

Есть много разных способов заработать деньги для школы. Но, боюсь, всё не покрою. Основной источник — семейный бюджет. Таким образом в разных районах в школах классы пестрят по-разному. Если школа расположена в бедном районе, на пожертвования особенно не пожируешь. Лучше всего дела обстоят, конечно, в платных частных школах.

Школы очень чётко следят за тем, чтобы дети приведенные на занятия не стояли на улице слишком долго. Занятия у дочки начинались в 8-50. Однажды мне было сделано замечание, что я привожу её в 8-25. Это слишком рано. Ребёнок без присмотра. Но пускать ребёнка вовнутрь до начала занятий школа тоже не соглашается, видимо, чтоб максимально снять с себя ответственность. Итого — небольшая заминка для родителей, не успевающих на работу. Конечно же есть вариант оформить ребёнка в продлёнку, до и/или после занятий. Это очень трудновыполнимо для иммигранта, потому что в Виннипеге, чтобы получить продлёнку в своей школе необходимо записаться чуть-ли не при рождении ребёнка. Одна из причин, по которой мы покинули нашу первую школу была невозможность получить Day Care (это — продлёнка по-английски). После перезда с Ланарка мы ещё целый год возили дочу в эту школу по её просьбе. Но потом сдались. В нашей второй школе над нами просто форменно сжалились и мы получили место в продлёнке и до и после школы. Полная цена такого удовольствия — примерно около 160-180 долларов в месяц, в зависимости от числа дней в месяце. Есть ещё одна интересная вещь в виннипежских школах — называется «in-service day». Что-то вроде дня, который школа использует под собственные нужды, например, для конференции учителей, для родительских собраний, для ремонтов и т.д. Вещь не очень редкая. Те, кто записан в продлёнку за дополнительную плату могут провести там целый день. Около 20 долларов. Остальные сидят дома, ковыряясь в носу и зорко глядя в телевизор.

В школе очень жёстко поставлен вопрос перемен. При температурах ниже, кажется, -26 градусов с учётом ветра, детей на улицу не выпускают. В любую остальную погоду в обеих наших школах на улицу форменно выгоняют (конечно, не в дождь). И если родитель заявит, что дитя простужено и на улицу его гнать не надо, в учительской резонно ответят, что больной ребёнок должен сидеть дома.

В классе 20-25 человек. В зависимости от задания конфигурация столов изменяется. Их составляют, перемещают, разносят и т.д. То же самое происходит со школьниками одной параллели. Классы каждый год перетусовывают и таким образом все знают всех.

Наравне с нормативными детьми обычные школы посещают детки со специальными запросами. Чаще всего встречаются аутисты, но иногда попадаются дети и с более серьёзными отклонениями. Говорят, это воспитывает в детях терпимость к отличному от них. Дети воспитаны в духе интернационализма и очень аккуратно выражают свои мнения. На деле такое воспитание нам проверить не удалось, потому что обе наши школы очень и очень белого состава.

Что касается агрессии и комфорта среди сверстников — конечно же здесь есть своё разделение на популярных и непопулярных. Но слишком далеко в элементарных школах такое разделение не заходит. Что будет дальше — время покажет. В обеих школах моего ребёнка восприняли как абсолютно равного и даже с повышенным интересом. Ни разу не было конфликта на почве статуса иммигранта. Скажу более того, — все серьёзные конфликты, произошедшие у нас в школе происходили при активном участии таких-же русско-израильских иммигрантов. Наши детки приезжают в Канаду с оскалом молочных зубов и взглядом волчат, всё, что так необходимо для израильской школы. Наши дети более развиты в смысле понимания общества и его законов. Они более манипулятивны и более упорны в конфликтах, чем их канадские сверстники.

По большому счёту среда обитания в наших обеих школах было очень комфортной. Я помолчу обо всём, что касается качества обучения. Дети ни черта не делают вплоть до окончания элементарной школы (6 классов). Я далёк от того чтобы наводить критику. Я просто констатирую факт. Как другой факт, — несмотря на традиционное ничего неделание в младшей школе, Канада — одна из лучших для жизни стран мира.

По поводу транспортировки, — в нашем школьном подразделении (Pembina Trail) всяк школьник, живущий в районе охвата школы имеет право на бесплатную перевозку школьным автобусом, если расстояние до его дома превышает 1.6 км. Если в автобусе есть свободные места, то за довольно символическую плату вашего ребёнка возьмут в этот автобус, даже если ваш дом расположен ближе. Дополнительное условие — автобус не будет менять свой маршрут для нового пассажира. При температурах ниже -35 с учётом ветра школьные автобусы не работают. Родители возят своих детей сами. За пять лет я не припомню ни одного случая, чтобы городские школы закрывались по непогоде. Загородные школы, в противоположность городским, частенько закрываются из-за сильных снегопадов, когда местная власть не успевает расчищать дороги.

Школьный день заканчивается в 15-30, каждый день, без исключений. Детки, которым больше 11-ти лет могут идти домой сами. Остальных забирают родители, или автобус. По окончании учёбы родители забирают младших студентов от дверей класса. Для того чтобы ребёнка отдали кому-то ещё (бабушке, дедушке, племяннику родителя, или его любовнику) этот самый кто-то ещё должен быть записан в специальном формуляре за подписью матери, отца или официального опекуна.

Школа работает пять дней в неделю. Суббота-воскресенье — выходные, как и у всего трудового народа. Учебный цикл, несмотря на это, — шестидневный. Это значит, что расписание уроков не будет постоянным для одного дня недели. Не как у нас, когда мы точно знали, что в понедельник — «матеша» и «русиш», а на вторник можнок забить, потому как пение, рисование, физкультура и прочая фигня. Здесь, чтоб точно знать, на что забиваешь, нужно держать счёт дням, или слушать радио, — там по утрам объявляют день цикла в школе, и день цикла в мусорных службах.

В различных школах происходят различные виды сверхурочной активности, — например, у нас в школе есть клуб бегунов, — когда толпа школьников бегает утром по близлежащим кварталам, распугивая наглых ленивых белок, или всякие разные вечера искусств, когда школьники дают большой концерт со своим участием (любимый музыкальный инструмент — бубен). Время от времени их возят по выставкам и музеям. В общем, во всём, что не касается учёбы мы — ф……н чемпионы.

Немного о родительских собраниях — я не припомню, чтобы всех родителей собирали вместе, как это было в СССР. В конце каждой четверти школа отводит пару дней на личные встречи классного учителя с родителями. За некоторое время до встречи с учителем дитя приносит из школы закрытый конверт с оценками. Родителям нужно ознакомиться с содержимым конверта и идти на встречу. Называется это дело так: Parents – Teacher conference. В нашей школе формат такой: через интернет, или лично родители выбирают удобное для них время в назначенный день. За 15 минут до начала встречи семейство заходит в класс, где в это время обычно уже идёт встреча с предыдущими предками. За эти 15 минут полагается ознакомиться с тем, чем чадо занималось в течение четверти. Это будут рисунки, сочинения, листы с математическими примерами и прочие научные и псевдо-научные труды. Затем предыдущие предки уйдут и наступает час Х. Нам улыбаются, говорят, что наша дочь чрезвычайно талантлива и мудра, и что её надо отдать на учёбу, как минимум, в Гарвард, на последний курс, и подать кандидатуру на получение Нобелевской премии в категории Виинипежских вундеркиндеров. Я подозреваю, что на такую характеристику могут рассчитывать абсолютно все 25 учащихся нашего класса. Должно быть приятно учиться в компании 24 подрастающих гениев 🙂 Что до оценок, то для разных дисциплин могут использоваться разные шкалы. Примеры шкал:

1) ME – meet expectations (нормально, в общем, начинающий гений)
2) I – inconsistent (иногда валяет дурака)
3) NI – needs improvement ( валяет дурака с завидным постоянством)

А вот ещё одна:

1) O – outstanding (типа WOWWWW! Всем ховаться, перед вами студент- отличник)
2) P – proficient (тоже нормально, но шнурки неглажены)
3) ME – meet expectations (троечник, в МакДональсе тоже нужны работники)
4) E – emerging (есть повод похвалить — скоро научится отличать буквы от цифр)
5) NY – (Not Yet, в русском переводе — Ещё нет. Видимо, ученика ещё никто в школе не видел, или говоря дипломатическим языком — полный дебил)

Для некоторых дисциплин применяется обычная стобальная шкала.

Рапорт, обычно, очень пространный, занимает несколько страниц с комментариями. Оценке подлежит, фактически, любая область деятельности, включая умение работать в коллективе, умение подойти к проблеме нестандартно, умение выражать собственные мысли на бумаге и устно, активность в классе, умение приложить только что полученные знания на практике, проявление щедрости и благожелательности, бережное отношение к школьному инвентарю и т.д.

В конце рапорта может оказаться приятный сюрприз — например долларовая скидка для похода в кинотеатр. Нам, конечно, такой рапорт обходится дороже, чем школе. Не знаю, кто придумал эту традицию, но после каждого такого собрания мы хлопаем в ладоши и идём в суши-бар.

Я тут о многом писал со здоровой долей цинизма. Сейчас, с высоты 5-ти летнего опыта в канадских школах я скажу, что были вещи, расстраивавшие нас, злившие нас, непонимаемые нами. Но ни разу не случилось так, чтобы мы были недовольны учителем. Может быть нам повезло, но все наши учителя были очень приятными, терпеливыми, благожелательными людьми. Говорят, учителя в Канаде имеют неплохое содержание и социальные условия. Может быть это — залог того, что учителя — настоящие профессионалы своего дела, которыми довольны и детки и родители. Но это только моё мнение.

>>>> Дальше

2 комментария to “4. Осень 2006-го. Элементарная школа.”

  1. admin:

    Каменты оставляем выше.

  2. admin:

    новый модуль слегка глючит

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.